Рецензия А.Н. Боханова на книги «История византийских императоров»
Пятитомный труд Алексея Величко, безусловно, привлечет к себе внимание читающей общественности. Перед нами -изложенная живым, образным языком более чем тысячелетняя история правивших династий византийской империи, представленная в тугом переплетении политических действий, дворцовых интриг, церковной жизни, военных столкновений и тех личностных особенностей исторических фигур, которые придают особую ауру непостижимости всем ярким событиям минувших времен.
Историография династий византийских правителей достаточно обширна, а источниковедческая база, введенная в научный оборот, — полна и совершенна, чтобы автор мог испытывать недостаток в фактологической базе, обращаясь к которой, он разворачивает перед читателем увлекательные сюжеты, рисует живые характеры и судьбы, последовательно и скрупулезно раскрывает дух и смысл цементировавшей череду императорских правлений великой христианской идеи. Без этой целенаправленности авторского замысла повествование неминуемо бы распалось на монотонный ряд исторических анекдотов, цитат и разноплановых отступлений, а сам результат многолетних трудов вряд ли пришлось признать состоявшимся.
С правления Константина Великого, положившего начало воцерковлению римской империи, до попытки флорентийской унии и падения Константинополя, вначале под ударами полчищ крестоносцев и окончательно — в ходе османского нашествия, минуло 11 с половиной веков. Унаследовавшая лучшие достижения античной мысли, одухотворенная светом христианства, вобравшая в себя многоцветье культур Востока и Запада византийская цивилизация оставила ярчайший след в мировой истории, стала «золотым корнем» государственности, духовности и национальной идентичности десятков стран и народов Восточной и Центральной Европы, Передней Азии и Ближнего Востока. Традиции византизма пронизывают, без преувеличения, глубокие пласты европейской и азиатской истории, служат связующим мостом античной эпохи с новым временем и современностью, заставляя историков, философов, социологов и политологов вновь и вновь обращаться к полузабытым страницам дворцовой жизни Константинополя. Эти страницы переполнены драматизмом, отмечены кипением человеческих страстей, ярчайшими из которых выступали ни с чем не сравнимое властолюбие и… беспримерное религиозное рвение.
Нравственные и национальные основы права (сборник статей по философии и истории права)
От автора
Любой письменной форме изложения мыслей присущи свойственные только ей недостатки. Не свободно от них и монографическое исследование. Желание (а зачастую — необходимость) наиболее полно и всесторонне раскрыть сущность и особенности какого-либо явления придают монографиям подчас излишнюю системность, не позволяющую подробнее остановиться на том или ином аспекте, даже если он представляет наибольший интерес по сравнению с другими. Но и попытка обойтись малыми усилиями и акцентировать внимание лишь на отдельных проблемах (что характерно для небольших статей) неизбежно приводит к утрате целостности изложения и доказательности наиболее важных выводов. По этой причине выбор формы изложения материала представляет собой гораздо более серьезную проблему, чем кажется на первый взгляд.
Было бы лишним говорить, что перед дилеммой выбора не раз оказывался и автор настоящей работы. Мои монографии — «Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур» (СПб., 1999); «Христианство и социальный идеал: философия, право, социология индустриальной культуры» (М.-СПб., 2000) — были посвящены главным образом вопросу определения основных начал православной правовой культуры России и установления их отличий от политических идей католицизма и протестантизма как источника либерализма, социализма и современного постиндустриализма. Последняя вышедшая в свет книга — «Философия русской государственности» (СПб., 2001) — касалась не только проблемы политического идеала, раскрываемого в свете христианского учения, но и попыток его реализации в современный период. К сожалению, не все вопросы получили адекватное степени их важности освещение в данных работах, что вполне объяснимо сложностью поставленной задачи. Например, оказались только затронутыми вопросы об империи как особом виде государственного устройства, наиболее естественным образом соответствующем симфонии светской власти и Церкви, о национальных основах права, о соотношении права и нравственности. Вместе с тем, невозможно было обойти вниманием историю появления доктрины «личных прав» — визитной карточки западного либерализма и демократизма — и раскрыть ее наиболее характерные черты. Собственно говоря, эти обстоятельства и привели автора к желанию развить некоторые положения и мысли, высказанные ранее вскользь, в виде отдельных статей, соединенных в сборнике, который представляет собой в некотором роде приложение к ранее изданным монографическим исследованиям.
В заключение хотелось бы искренне поблагодарить всех тех, кто помог при подготовке и издании настоящего сборника: мою жену Наталью, ректора Санкт-Петербургского юридического института М.Б.Ревнову, моих друзей и единомышленников В.И.Иванова, М.Б.Смолина и В.В.Карпова.
Свежие комментарии