Византийские императрицы
Величко А.М.,
доктор юридических наук
«Видел ли ты в женском теле мужскую душу?
Видел женское целомудрие, память которого с
победой остается вечной? Эта женщина
прославлена пред людьми, возвеличена Ангелами,
увенчана Богом — ей подражайте,
жены, чтобы
и вы удостоились чести от Бога»
Иоанн Златоуст[1].
Безусловно, центральной, цементирующей фигурой византийской государственности являлся император — об этом много писали раньше (в том числе и автор этих строк) и не имеет смысла здесь распространяться на данную тему. Скажем лишь, что, будучи лицом, чей статус являлся священным и даже священническим, Римский (Византийский) царь обладал беспрецедентно широкими полномочиями как в политической сфере, так и в области церковного управления. Как «викарию Христа на земле» (официальный царский титул), «принявшему от Бога общее попечение обо всех людях», ему, по словам св. Юстиниана Великого (527-565), «нет ничего недоступного, поскольку императору подобает верховное попечение и забота о спасении подданных». Василевс напрямую регулировал сферу церковного управления и даже вероучения, включая вопросы догматики. Он не претендовал на совершение церковных таинств и главного из них — Евхаристии, но активно соучаствовал в их совершении на правах церковнослужителя, кадя в Святом Алтаре, проходя в него во время Литургии Царскими вратами, выполняя обязанности свещеносца, и принимая Святые Дары под двумя видами, как священник. Читать далее
«Политический идеал Византии», ч. 1
Лекция А.М. Величко в Общецерковной докторантуре и аспирантуре им. св. равноап. Кирилла и Мефодия 13 декабря 2012 г.
«Политический идеал Византии», ч. 2
Лекция А.М. Величко в Общецерковной докторантуре и аспирантуре им. св. равноап. Кирилла и Мефодия 13 декабря 2012 г.
Свежие комментарии