Апология Петра Великого: в защиту Синодального периода Русской церкви (очерк по политической истории нашего Отечества)
Величко А.М.,
доктор юридических наук
«Я вовсе не преувеличиваю достоинств и значения Петра. Петр Великий не имел ясного сознания об окончательной цели своей деятельности, о высшем назначении христианского государства вообще и России в частности. Но он всем своим существом почувствовал, что в данную историческую минуту нужно было сделать для России, чтобы направить ее на настоящий путь, и он всю свою стихийную мощь внес в это дело. Дело, сделанное Петром Великим, было самое полезное и необходимое, и сделал он его крепко».
В.С. Соловьев
«Общее освещение протекшего периода истории Русской церкви до сих пор носило преувеличенно-критический и отрицательный характер. У читателя этих обширных материалов может сложиться впечатление о периоде Синодальном как о периоде генерально-дефективном, стоящем ниже уровня пережитых благочестивых периодов в истории Русской церкви. С это аберрацией пора покончить»
А.В. Карташев
Если Господь и дарует нам еще какое-то время жизни, то, наверное, для того, чтобы мы успели исправить совершенные ранее ошибки – по крайне мере, те лица, кто испытывает в том потребность. Как и многие другие публицисты, автор этих строк внес свой скромный вклад в традиционное обличение церковных реформ Петра Великого (1682-1725) и развенчание его трудов. Но годы научной работы, постоянные обращения к истории взаимоотношения Церкви и государства с течением лет постепенно («мы все-таки мудреем год от года») привели к обратному выводу. Не осуждения заслуживает наш выдающийся император, но благодарности потомков. А его дела и труды (при всех очевидных и неочевидных недостатках, ошибках и заблуждениях государя) должны быть оценены положительно. П.Б. Струве (1870-1944), которого трудно отнести к поклонникам монархической идеи, называл царя Петра Алексеевича «величайшим индивидуальным гением государственности», и полагаем, что для такой оценки есть все основания[1].
Свежие комментарии