Иконы

15-03-03/ 6 15-03-09/18 30-01-10/18 Byzantinischer_Mosaizist_des_9._Jahrhunderts_001 15-03-02/45 dssdfsdf iiii imper2 hpim5358 hpim5359

Ссылки

Богослов.ру

Архивы

Архив за месяц: Декабрь 2013

Божественное предопределение государства.

(философский этюд о политической власти)

Величко А.М.,
доктор юридических наук

Фетисов Т.А.,
протоиерей, кандидат  богословия

 

«Государство создается не ради того только, чтобы     жить, но  преимущественно для того, чтобы жить счастливо»

Аристотель

«Церковь знает о необходимости государства. Для нее его авторитет заключен в авторитете ее Господа Иисуса Христа. Ведь, зная о Божьем царстве и благодати, она знает и о человеческой гордыне и ее абсолютно разрушительных последствиях. Она знает, как опасен человек и какую угрозу он представляет для самого себя. Церковь существует в этом отпущенном человеку времени, в пространстве, в котором временная жизнь человека все еще защищена от хаоса, должного уже давно ворваться в нее. Видимое средство этой защиты она осознает в существовании государства, в том стремлении к внешней, относительной, временной гуманизации человеческого бытия в предотвращении худшего»                                                                                               Карл Барт

«Доколе человечество     подвержено влиянию  греха и     страстей, дотоле необходима власть и     подчиненность. Они непременно   будут существовать в течение всей жизни мира: только могут являться, являются, будут являться в различных формах»

Святитель Игнатий Брянчанинов

I.    Государство и человеческие союзы

Заявить в наши дни о Божественном предопределении государства — значит, неминуемо добровольно облечься в тогу идейного и научного изгоя,  ретрограда. Между тем, несложно заметить, что недружелюбное отношение к государству сформировалось совсем недавно, а до этого оно являлось предметом восторженного почитания на протяжении долгих веков. Почему же так кардинально изменились общественные и научные предпочтения? Смеем утверждать, что причина этому одна — старательно культивируемое с XVI – XVII столетий горячее (вернее, горячечное) желание представителей рациональной, светской и прямо атеистической науки устранить Бога из области этики и политики. И, соответственно, распространение этих взглядов среди широкой аудитории; надо признать, далеко не безуспешное.
Именно они первыми извлекли из покрывшегося вековой пылью философского шкафа  мысль античных стоиков, будто существуют извечные законы социального бытия, над которыми неволен даже Создатель, Который и творцом-то их считаться не может, поскольку это область «естественной природы», а не Божественного творения. В их сознании «человеческое общежитие разумелось не как дар Божий или порождение сатаны, не как общение людей, связанных общей верой, соединившихся во имя небесного  Отца, или Царя, или даже непосредственно организованных Им. Оно рассматривалось как нечто возникающее и существующее независимо от Бога» .

Читать далее

«Синодальный период в истории Русской церкви», 20 ноября, Самарская духовная семинария

Лекция в Самаре

Смотреть на ЯндексДиск