Простите, отче, немного забегался в делах, потому сразу и не ответил. Что касается Вашего вопроса, то скажу, что, собственно говор, никакого учения о семи Вселенских Соборах нет, имеет место, если можно так сказать, некое народное поверие (даже не Предание), появившееся, очевидно, не ранее середины XV века. Ведь даже Ферраро-Флорентийский собор созывали в надежде, что тот станет Вселенским.
"Волевое" ограничение числа Вселенских Соборов, на мой взгляд, возникло как естественная реакция на события, про сходившие на Латинской Западе, где многие соборы после Великого раскола и падения Константинополя в 1453 г. получили это высший статус. В том числе и те, которые никак не могли быть приняты на Востоке, например, Лионский 1274 г . и другие.
Чтобы подорвать их авторитет, а с богословской точки зрения это было сделать весьма непросто, учитывая уровень богословской культуры в России в те годы, пошли самым простым путем, объявив, что число Вселенских Соборов не может превышать известную величину. Само собой, на Востоке после падения Константинополя ни о каком Вселенском соборе не могло быть и речи: Константинопольский патриарх находился в подчинении султана, православного императора, который традиционно созывал Соборы и стоял во главе церковного управления, уже не было; какой уж тут Вселенский собор?! зато Римские папы, всегда высоко оценившие свой статус, нисколько не сомневались в своем праве созывать такие собрания и утверждать их акты без какого-либо участия императора. Чтобы подорвать его прерогативы, восточные христиане и объявили свое "учение".
По сути, это было верно, поскольку никакой Вселенский Собор в рамках только Восточной или Западной церквей не может иметь места. Равно, впрочем, как и императора, участие которого в этих собраниях было далеко не номинальным. Надеюсь, кратко ответил на Ваш вопрос.
|