Духовные основы «симфонии властей»
Величко А.М.,
доктор юридических наук
Духовные основы «симфонии властей»
«Призвание христианского государства
есть воплощение в порядке общественном
и политическом начал истинной религии»
В.С. Соловьев
Уже не единожды вопросы взаимоотношения права и нравственности, Церкви и государства, т.е. «симфонии властей» занимали автора этих строк, а мысли на сей счет материализовались в ряде статей и публикаций. Тем не менее, даже после этот вопрос не кажется разрешенным до конца. И, да простит читатель некоторую тематическую тавтологию, мысли невольно вновь и вновь возвращаются к этому «вечнозеленому» вопросу, находя все новые и новые жемчужины в этом феноменальном органическом сотрудничестве двух высших человеческих союзов – духовного и политического. Эта статья – всего лишь несколько мыслей вслух, легкая зарисовка, не претендующая на законченность полотна.
- Богословие нравственности
Возьмем несколько типичных определений права и посмотрим, что их объединяет. В субъективном смысле право обычно определяют, как законную свободу лица что-либо делать и требовать. В объективном смысле слова право понимают как закон, определяющий эту свободу[1]. «Право, — писал другой классик политической философии, — состоит в том, что мы имеем возможность свободно распоряжаться какой-либо вещью, а закон есть то, что повелевает или запрещает нам делать нечто»[2]. Как следствие, утверждают, что «задача и сущность права состоит в охране личной свободы». Это и признается высшим предназначением права[3].
[1]Чичерин Б.Н. Философия права//Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998. С.64.
[2]Локк Джон. Опыты о законе природы//Локк Джон. Сочинения. В 3 т. Т.3. М., 1988. С.4.
[3]Новгородцев П.И. О праве на достойное человеческое существование//Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С.322.
Скачать и читать полностью Духовные основы симфонии властей. PDF