Иконы
15030261 30-01-10/12 Byzantinischer_Mosaizist_des_9._Jahrhunderts_001 15-01-01/32 15-03-02/10 15-03-02/32 dssdfsdf eee qeqwe hpim5362
Ссылки
Богослов.ру
Архивы

О «соборности», «симфонии» и органах церковной власти.

                           Величко А.М.,

                                                                             доктор юридических наук      

«Ни о какой абсолютизации какой-нибудь формы церковной жизни не может быть речи, так как такая абсолютизация означала бы возведение относительных эмпирических форм на степень абсолютной истины»[1].

                                                                                          Афанасьев Николай, протопресвитер

 

 

  1. «Соборность», как ее видят

 

Повелось считать само собой разумеющимся, что основное отличие Запада (католического и протестантского) от России, да и всего православного Востока, заключается в том, что строй и быт нашего Отечества носит соборный характер. Напротив, западная ментальность, выросшая в рационалистических яслях, убеждают нас, чужда христианской идее духовного единства. Цивилизация, имеющая своим источником католичество и протестантизм, как принято говорить, опирается на «дух отдельной личности», в силу чего в европейской культуре господствуют эгоистические интересы. Это пренебрежительное отношение к латинскому Западу совершенно отчетливо сквозит со страниц трудов первых славянофилов, с чьей легкой руки идея соборности быстро получила широкое  распространение. Автор этих строк не принадлежит к числу филокатоликов и разделяет то убеждение, что Римо-католическая церковь много виновата в искажении догматического учения Церкви и в иных отступлениях от древних правил. Но всему есть мера, в данном случае, очевидно, далеко оставленная позади.

         Так, в частности, Ю.Ф. Самарин (1819-1876) откровенно тенденциозно утверждал, что вся историческая задача католичества заключалась лишь в том, чтобы отвлечь от живого организма Церкви идею единства, понятого на Западе как власть, облечь ее в видимый символ, заключающийся в фигуре Римского папы[2]. Так и напрашивается закономерный вопрос: неужели этим исчерпывается вся история и сущность католицизма?! Ему вторил другой, не менее блистательный защитник «русской соборности» И.В. Киреевский (1806-1856). «Католицизм, — писал он, — осуществил в себе неподвижную Церковь. Католицизм заключает в себе противоречие; иначе он был бы просто ложен и не разрешился бы в протестантизм. Протестантизм, признавши начало развития, должен был отрицать Церковь. Он остался при отвлеченном, бесплодном движении. Мы же исповедуем Церковь

[1]Афанасьев Николай, протопресвитер. Каноны и каноническое сознание//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С.133.

[2]Самарин Ю.Ф. Современный объем польского вопроса//Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т.1. М., 1877. С.338.

Скачать О Соборности в Церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *