О «соборности», «симфонии» и органах церковной власти.
Величко А.М.,
доктор юридических наук
«Ни о какой абсолютизации какой-нибудь формы церковной жизни не может быть речи, так как такая абсолютизация означала бы возведение относительных эмпирических форм на степень абсолютной истины»[1].
Афанасьев Николай, протопресвитер
- «Соборность», как ее видят
Повелось считать само собой разумеющимся, что основное отличие Запада (католического и протестантского) от России, да и всего православного Востока, заключается в том, что строй и быт нашего Отечества носит соборный характер. Напротив, западная ментальность, выросшая в рационалистических яслях, убеждают нас, чужда христианской идее духовного единства. Цивилизация, имеющая своим источником католичество и протестантизм, как принято говорить, опирается на «дух отдельной личности», в силу чего в европейской культуре господствуют эгоистические интересы. Это пренебрежительное отношение к латинскому Западу совершенно отчетливо сквозит со страниц трудов первых славянофилов, с чьей легкой руки идея соборности быстро получила широкое распространение. Автор этих строк не принадлежит к числу филокатоликов и разделяет то убеждение, что Римо-католическая церковь много виновата в искажении догматического учения Церкви и в иных отступлениях от древних правил. Но всему есть мера, в данном случае, очевидно, далеко оставленная позади.
Так, в частности, Ю.Ф. Самарин (1819-1876) откровенно тенденциозно утверждал, что вся историческая задача католичества заключалась лишь в том, чтобы отвлечь от живого организма Церкви идею единства, понятого на Западе как власть, облечь ее в видимый символ, заключающийся в фигуре Римского папы[2]. Так и напрашивается закономерный вопрос: неужели этим исчерпывается вся история и сущность католицизма?! Ему вторил другой, не менее блистательный защитник «русской соборности» И.В. Киреевский (1806-1856). «Католицизм, — писал он, — осуществил в себе неподвижную Церковь. Католицизм заключает в себе противоречие; иначе он был бы просто ложен и не разрешился бы в протестантизм. Протестантизм, признавши начало развития, должен был отрицать Церковь. Он остался при отвлеченном, бесплодном движении. Мы же исповедуем Церковь
[1]Афанасьев Николай, протопресвитер. Каноны и каноническое сознание//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С.133.
[2]Самарин Ю.Ф. Современный объем польского вопроса//Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т.1. М., 1877. С.338.
Скачать О Соборности в Церкви
Добавить комментарий