Вечность и человек в свете Божественного предопределения
Величко А.М.,
доктор юридических наук
Вечность и человек в свете Божественного предопределения
«Несправедлив не Бог, дающий человеку блага, а человек, воображающий, что раз дано ему какое-либо благо, то оно должно быть дано ему на целую вечность».
С.С. Глаголев[1]
«Миллиарды миллиардов людей в течение тысячелетий жили и умирали с глубоким и твердым убеждением, что душа человека не есть величина протяженная, телесная и пространством ограниченная, и что существование ее не ограничено временем и известным моментом, а вечно и бесконечно».
Н.Я. Грот[2]
Человек рождается, живет и умирает во времени и пространстве – это бесспорный факт. Человек обладает свободой, иначе христианство утрачивает свой смысл: «Нет истины там, где царствует принуждение»[3]. Христос хочет «не жертвы, а милости» (Мф.12:7), свободной любви к Богу и людям, в том числе к нашим врагам (Мф.5:43-45), и это чувство должно быть искренним, бескорыстным. Но если есть выбор в исполнении или нарушении Божьих заповедей, то, следовательно, человек свободен в своем самоопределении.
Напротив, как гласит Святоотеческое учение и Предание, Бог существует вне времени и пространства. «Он имеет предвечно у Себя мир в его первообразах, и мир есть вечность, отразившаяся в течение времени. Таким образом. Всякое бытие от Бога исходит в вечности и развивается во времени. Для Бога же ничего не возникает, но все предвечно есть»[4].
Добавить комментарий