Иконы
30-01-10/12 30-01-10/18 Christus_Ravenna_Mosaic 113223 15-01-01/32 15-03-01/ 8 15-03-02/45 imper2 hpim5358 hpim5359
Ссылки
Богослов.ру
Архивы

В издательстве «Юрлитинформ» вышел новый сборник статей А.М. Величко под общим названием: «Священная империя и святой император (из истории византийских политических идей)»

 

 

Рецензия доктора юридических наук, А.И. Овчинникова:

Современная российская государственность претерпевает очередной этап модернизации. Приоритеты политического и правового развития страны на протяжении последних двадцати лет обусловлены либеральным проектом государственного строительства, предусматривающим радикальные реформаторские меры без учета самобытности отечественной политической и правовой культуры, истории российского государства и специфики его современного состояния, несмотря на то, что общественно-политическое развитие России протекает в крайне сложных геополитических и геоэкономических условиях, порождающих ряд противоречий в программе реформ и политике верховной власти. При этом большое количество ошибок и просчетов, допущенных в ходе постсоветского реформирования и модернизации, более того, тупиковость и катастрофичность выбранного курса государственно-правового развития, осознанно или нет осуществляющегося по сценарию глобалистских политтехнологов, превращающих методично и последовательно Россию в сырьевой придаток постиндустриальных стран, меньше волнует современных правоведов и государствоведов, нежели проблемы разграничения юридических понятий или абстрактных рассуждений о «пути к правовому государству». Впрочем это не удивительно, на смену идеологическому «пленению» философии и теории государства и права в «застенках» марксизма пришло «пленение» либерально-доктринерское: обе общественно-политические парадигмы основываются на общих эпистемологических допущениях, прежде всего, экономоцентризме и материализме. И лишь небольшая группа исследователей еще с 90-ых годов прошлого столетия пытается прорвать косность и схематизм исследовательских установок, доставшихся современному правоведению в наследство от советской эпохи, и предлагает взглянуть на проблемы государственного строительства, понимания права, правовой политики, правовой системы, идеи права и государства, их исторического генезиса с иных, более адекватных задачам современной науки позиций. Среди этих авторов особое место занимает А.М.Величко, один из первых постсоветских теоретиков и историков права и государства, указавших на ошибочность выбранного курса вестернизации и радикальной либерализации в строительстве посткоммунистической России, обративший внимание многих исследователей на необходимость преемственности в развитии и реформировании страны, на духовно-нравственные основы государства и права, на цивилизационную идентичность России, ее социокультурную самобытность.Тем самым, автор продолжил прерванную большевиками традицию русской консервативной философии права и государства.

Эта традиция дореволюционной философии и теории права отличалась от западной тем, что русские правоведы использовали достижения современной им социальной философии, методологии и философии науки для поиска и обоснования правового идеала, выявления социокультурных оснований понимания права и государства в русской истории, традиции, цивилизации.Именно такой подход позволяет учитывать в понятии права духовные, нравственные, мировоззренческие ценности, идеалы и представления, что необходимо не только для выявлениякультурно-исторических особенностейразвития отечественной государственности и правовой системы, для адекватной оценки стремления реформаторов (прошлого и настоящего) к глубинным цивилизацион­ным переменам (смене ценностей, идеалов и т.п.) в России, но и для ответа на вопрос об общественном идеале в целом.

Право и государство в трудах А.М. Величко, как и в работахнаиболее выдающихся русских  правоведов И.А.Ильина, Н.Н.Алексеева, П.И.Новгородцева, И.В.Михайловского, А.С.Ященко, Е.Н.Трубецкого, Л.А.Тихомироваи многих других,мыслится в неразрывном единстве с духовно-нравственными ценностями, правосознанием, общественным идеалом русского народа, православной верой. Во времена господства марксистской идеологической доктрины произошла перемена в отечественной науке: от традиционного для русскойправовой мысли целостного восприятия политики, права, нравственности и веры к позитивистскому отрицанию вопросов об абсолютных ценностях в праве, о его высшем смысле и назначении. Поэтому именно к традиционным для русского правоведения, на мой взгляд, следует отнести труды А.М.Величко, пытающегося преодолеть ограниченность позитивистского подхода с помощью сочетания феноменальной исторической эрудиции, философского и теоретического анализа с учетом различных теоретико-правовых и социально-философских концепций. Признание плюралистичности юридического мировоззрения, фиксация фундаментальной роли культурно-исторических традиций в развитии правовой системы, осознание самобытности русской правовой культуры, выделение и обоснование духовно-нравственных, социокультурных факторов правопонимания и правового мышления прослеживается вовсех его государственно-правовых исследованиях[1].

Его взгляд на методологию права и правового мышления можно назвать социокультурной парадигмой, так как в этом случае подчеркивается ее главный образец решения научных «головоломок», выражаясь терминологией Т. Куна. Этот образец заключается в признании социокультурного фактора в качестве если не ключевого, то одного из ключевых, и в процессах познания права, являющихся скорее его осмыслением, а не естественнонаучным отражением, и в стандартах научной, теоретико-правовой рациональности. Последнее получает свое воплощение впереориентации правовой проблематики с изучения логико-методологических проблем на исследование смысло-жизненных, ментальных, мировоззренческих основ правовой жизни общества.Признание кризиса западного рационального типа правосознания и поиск выхода из методологического тупика позитивизма происходит через возврат на позиции ценностной рациональности, посредством создания и обоснования новых моделей правовой жизни общества, гармонично встроенных в нравственно-идеологический и социокультурный контекст. Поэтому автор через изучение глубинных оснований отечественного государства и права, идущих от Византии, пытается еще раз обратить внимание на то, что российская правовая система представляет собой самобытный, уникальный, сложный с государственно-правовой универсум, единство и целостность которого поддерживается благодаря православной вере. Реформировать его следует с осторожностью пластического хирурга, так как любые юридические новеллы будут восприняты русским народом по-своему, в своеобразном цивилизационном контексте понимания.

Отдельного внимания заслуживают византологические труды А.М. Величко, получившего благодаря им мировое признание. Мало кто из современных отечественных правоведов известен зарубежным исследователям.Однако пятитомный труд А.М.Величко «История византийских императоров» стал еще одним шедевром мирового наследия византинистики. Его сочинение раскрывает события царстсования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 году. Это первое комплексное иссследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображены в органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. Трудно прочитать данное исследование и не признать, что самым выдающимся и блистательным государством в истории мира была Византия, а ее организация верховной власти — православная империя, всегда будет не только наилучшим из всех общественных идеалов, но и, наверное, единственно верным.

Исходя из современных процессов, протекающих в мировой политике, из судеб Ирака, Югославии, Ливии можно сделать вполне определенный вывод: будущее России зависит от того, насколько быстро она может вернуть себе статус сверхдержавы. Поэтому выживание России в современном мире возможно лишь на основе имперской идеи, и одной из базовых ценностей отечественной государственности является идея империи, то есть государства, обладающего абсолютным внутренним и внешним суверенитетом. Необходимо лишь избавиться от негативного оттенка термина «империя», который был приобретен в годы советской пропаганды, обличавшей мировой империализм как антитезу мировому пролетариату. Все крупные игроки на мировой арене — США, Евросоюз, Китай не скрывают своих имперских притязаний на сверхдержавный статус. Империя – вполне закономерный итог позитивного развития «здоровой» государственности. Способность стать империей – показатель успешности государственно-правового проектирования, ориентир, критерий и цель развития государства. Поэтому для государственности России, ее будущего, исследования А.М. Величко являются программно-идеологическими.

А.И. Овчинников, доктор юридических наук.



[1]См.: Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *