Иконы
30-01-10/20 Christus_Ravenna_Mosaic Istanbul.Hagia_Sophia075 113222 15-01-01/32 15-03-01/ 8 15-03-02/45 dfdfg eee uuuuyy
Ссылки
Богослов.ру
Архивы

Рецепция в церковном праве

Величко А.М.,
доктор юридических наук

Поставив перед собой целью описание и изучение объективной действительности, юридическая наука не вправе исключать из объекта своего исследования явления, связанные с существованием и деятельностью такого многочисленного «общественного союза» (выражаясь языком современного правоведа), как Церковь.

Напомним: речь идет не только о союзе, оказывающем серьезнейшее влияние на современную политическую и социальную жизнь нашего государства. Христианству обязана своим становлением и величием многогранная европейская культура, лишь относительно недавно ставшая на путь построения секулярного общества.

У Церкви есть свое Вероучение, история, традиции, наконец, право. И обращение к церковному праву, изучение его особенностей, имеет объективный теоретико-правовой и историко-правовой интерес. Тем более, что последние исследования в этой области по вполне известным причинам завершились почти сто лет назад, не считая, конечно, отдельных, очень редких работ, появившихся в последние годы.
Впрочем, здесь в полной мере присутствует и практический аспект. Реализуя право граждан на свободу совести и вероисповедания, государство в лице высшей политической власти обязано знать, какие реальные последствия будут иметь те или иные его законодательные акты, затрагивающие интересы и сферу деятельности Церкви. Законодатель, пытающийся регулировать столь тонкую сферу духовного бытия личности, должен, естественно, исходить из тех принципов, категорий и ценностей, которыми оперирует церковное сознание. А это возможно, в свою очередь, лишь в том случае, когда они известны: чтобы понять церковное право, нужно жить разумом Церкви, а не «аналитиками» светского человека.
Исследователь, набравшийся смелости обратиться к столь сложному предмету, не может не обратить внимания на, пожалуй, наиболее яркую особенность церковного права, которая практически не проявляется в так называемом светском праве государств. Речь идет о рецепции как особом процессе восприятия церковным правосознанием тех или иных правил церковной жизни, основе основ церковного правообразования и правоприменения1. Автор этих строк не обольщается на счет того, чтобы в рамках одной статьи раскрыть все нюансы избранной темы. Тем не менее, надеется, что при всех недостатках, о которых судить читателям и специалистам, предлагаемая работа позволит оценить некоторые особенности самого канонического (церковного) права, отсутствующие в светском праве государства, и определить причину различия одного права от другого.

I. Рецепция и церковное правообразование
По-видимому, термин «рецепция» следует выводить из латинских слов receptare – «принимать» и recepta sentential – «законное постановление, обще установившееся мнение». В юридической литературе обычно рецепция понимается как исторический процесс заимствования, усвоения чужого права определенным народом или народами2. Но это определение вступает в противоречие с тем содержанием и значением рецепции, какие она получила в церковном (каноническом) праве. Предваряя последующее изложение, нельзя, конечно, не отметить, что рецепция проявляется не только в церковном праве, но столь же значима для христианского вероучения и богословия в целом. Как известно, ни один христианский догмат, сформулированный Вселенскими Соборами, не был принят Церковью без его реципирования (предварительного или последующего) церковным обществом.

Более того, любая деятельность Церкви, имеющая проявление во внешнем мире в тех или иных зримых формах, неразрывно связана с рецепцией.
Хотя исследователи – канонисты солидарны в том, что заповеди, содержащиеся в Священном Писании, составляют Божественное право (jus divinum), тем не менее, корпус канонического права не ограничивается только jus divinum3. Как указывал известный русский канонист А.С. Павлов (1832-1898), нормы Божественного права не составляют кодекса положительных церковных законов, раз и навсегда определивших внешний порядок Церкви во всех деталях. Они служат первооснованиями, высшими началами положительного церковного права, которое формируется как совокупно всей Вселенской Церковью, так и отдельными Поместными Церквами4. В этой связи перед Церковью как единственной толковательницей норм Божественного права издревле и очень часто встает проблема отделения неверных правил, хотя бы и принятых авторитетными органами церковной власти и лицами, от норм, которые в полной мере соответствуют jus divinum и способны урегулировать отношения между ее членами таким образом, как это следует из духа и содержания Учения Христа.

Более того, даже факт прямого заимствования того или иного правила из текстов Священного Писания вовсе не свидетельствует со всей очевидностью об универсальном характере данной нормы. В истории Церкви известно немало случаев, когда определенное постановление, даже заповеданное Апостолами, со временем отходит в область «мертвого права» и его заменяет новое церковное правило.
И неверно предположение, будто Апостолы ошибались: по учению Церкви, как лица, наделенные от Бога особой благодатью, они не могли (осознано или бессознательно) заповедать братьям по вере неверные  правила6. Дело заключается в том, что в текстах Св. Писания содержатся нормы различного свойства. Некоторые из них применимы только для определенного периода времени, как, например, многие нормы Ветхого Завета.

Нередко в Библии излагаются конкретные нормы, предполагающие возможность их прямого и непосредственного применения. Наконец, в Св. Писании содержится множество отдельных правил (иногда внешне не связанных друг с другом), которые постепенно, по мере развития церковного правосознания как бы «мозаично» складываются в  норму  универсального характера. Первоначально воспитанное в языческих традициях сознание попросту не всегда способно заметить и понять такую норму, не то, чтобы исполнить ее.

скачать и читать полностью 21 стр. Рецепция в церковном праве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *