Иконы
Byzantinischer_Mosaizist_des_9._Jahrhunderts_001 100_8042 15-03-01/ 8 15-03-01/45 15-03-02/32 15-03-02/45 dfdfg dssdfsdf eee qeqwe
Ссылки
Богослов.ру
Архивы

Сакральные элементы в природе власти Римских (Византийских) императоров

Величко А.М.,

доктор юридических наук

I.

Удивительное явление – на протяжении многих столетий Римские (Византийские) императоры творили то, что впоследствии будет с легкой руки некоторых «теоретиков» заклеймено как «цезаропапизм». Иными словами, ни много ни мало ощущали себя полновластными главами церковного управления, активно вмешиваясь в вероисповедальные споры и даже устанавливая своими законами православные догматы в качестве единственно верных и общеобязательных. И что еще более удивительно – Кафолическая Церковь не только не восставала против этой многовековой практики, опять же, по некоторым современным теориям якобы должной нарушать ее права и «независимость», а активно приветствовала.

Приведем некоторые характерные картины, взятые из прошлой жизни христианской цивилизации. Едва завершились гонения власти на христиан, и  Православие стало вначале разрешенной, а затем и господствующей религией, как Римская (Византийская) империя была признана заградительной стеной против прихода Антихриста, универсальным и вселенским царством, имевшим долю в достоинстве Христа[1]. Для древних христиан являлось само собой очевидным, что император – суть ставленник Бога на земле, Его прообраз, равно как и Римская империя представляет собой земное, хотя бы как «сквозь мутное стекло»,  но зримое отображение Царствия Небесного.

И потому на гневные крики ересиарха Доната: «Какое дело епископам до императорского двора, какое дело императору до Церкви», св. Оптат Милевский (IV в.) ответил: «Не государство находится в Церкви, а Церковь в государстве, т.е. в Римской империи. Над императором нет никого, кроме Бога, Который его создал. Если поэтому Донат возвышает себя над императором, то он переступает границы, поставленные нам, людям. Если он не подчиняется тому, кто всего выше почитается людьми после Бога, то немного не хватает, чтобы он сам себя сделал богом и перестал быть человеком»[2].

По окончании Второго Вселенского Собора (Константинополь, 381 г.) его Отцы обратились к императору св. Феодосию I Старшему (379-395) с таким посланием: «Благодарим Бога, который ознаменовал твое благочестивое царствование общим миром Церквей и утверждением истинной веры; и, воздавая Богу должное благодарение, нужным считаем довести твоему благочестию о том, что происходило на Святом Соборе. Просим твое благочестие – утвердить постановления Собора, дабы, как ты почтил Церковь своим посланием, которым созывал нас, так ты же, своим утверждением, положил и конец нашим совещаниям»[3].

скачать и читать полностью 21 стр Сакральный статус Византийского императора PDF

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *