Иконы
140552126mFVern_fs 15030261 30-01-10/18 Byzantinischer_Mosaizist_des_9._Jahrhunderts_001 Christus_Ravenna_Mosaic 15-01-01/32 15-03-01/13 15-03-01/45 15-03-02/10 imper2
Ссылки
Богослов.ру
Архивы

Идея права в Византии

Величко А.М., доктор юридических наук

I.

По-видимому, разговор о византийской идее права или о том, как в Византии понимали право, и что оно значило для византийцев, не лишен смысла. Конечно, для многих исследователей выражение «византийская философия права» едва ли не автоматически перефразируется в «христианскую философию права». Но, с другой стороны, совершенно бесспорно, что западноевропейское правосознание далеко отстоит от византийского. Для германцев, давших начало всем без исключения западным политическим союзам, доминирующим в праве все же являлось начало индивидуальной свободы. Иными словами, «будь лицом и уважай других в качестве лиц»[1]. И потому приходится доказывать, что византийская идея права, которая постыдилась бы столь узкого толкования, не лишена, как минимум, самостоятельного значения, и, более того, на порядок превосходит по своей глубине и многогранности западноевропейские «стандарты».

Впрочем, наши рассуждения о византийской идее права следует начать с важной оговорки. Объективно говоря, термин «византийское право» является не вполне корректным, хотя мы и будем его применять в дальнейшем – так, пожалуй, привычнее для читателя. И дело даже не в том, что такого государства как «Византия» никогда не существовало, и оно до последнего дня своего существования гордого именовало себя Священной Римской империей. А в том, что Римское (Византийское) государство начинало свое существование с создания удивительного и беспрецедентного феномена – римского права, и с ним оно закончило свои дни.

То обстоятельство, что в западной науке давно уже стало правилом хорошего тона говорить о римском праве только в контексте его рецепции германскими народами, и забывать о том, что оно жило своей жизнью и развивалось в течение тысячелетия, с IV по XV век, на Востоке, не должно нас останавливать. Наука также бывает политизированной и субъективной, как и любая иная сфера человеческой деятельности.

В данном случае мотив столь искусственного ограничения сферы действия римского права очевиден – наглядно показать, что после отпадения Италии от Константинополя настоящая Священная Римская империя осталась на Западе, и преемниками Римских цезарей стали германские государи. А на Востоке, якобы, возникло новое государство – Византия, где проживали этнические греки. Ну, а если оно новое, то, конечно, и право там действовало иное, не римское, а «византийское». То есть, местное, не обладающее никакими универсальными свойствами.

скачать и читать полностью «Идея права в Византии»PDF

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *