Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур.
Величко А.М.,
доктор юридических наук
Рецензенты: доктор Юридических наук И. Ю. Козлихин (СПБГУ), доктор юридических наук С. А. Комаров (Всероссийская государственная налоговая академия).
Величко А.М.
Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. — СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 1999. — 235 с.
Монография посвящена одной из наиболее актуальных и малоразработанных проблем отечественного правоведения: Возможности практической реализации в России идей демократии и правового государства. Решение этого вопроса, по мнению автора, возможно только в том случае, когда данные идеи обладают универсальным, всеобщим характером и имеют объективные предпосылки в духовных основах российской государственности. Детально анализируются основные исторические формы, Присущие Российской правовой культуре И основанные на качественно ином содержании начал российского правосознания, не отождествимых с западным. Работа носит многоплановый характер и затрагивает не только философско-правовые, духовные аспекты, но и исторические.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, исторических факультетов, а также всех интересующихся историей Российской государственности и российской философии права.
© А. М. Величко, 1999
© Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 1999
В одной из работ известного американского исследователя Ф. Фукуямы, вышедшей в свет в 1989 году, содержатся два поистине монументальных тезиса: 1) о приближающемся конце истории, что проявляется в постепенном распространении идей западной демократии и либерализма уже и в странах бывшего социалистического лагеря и в том числе – России, 2) о том, что в ходе исторического прогресса идеи либерализма и западная правовая культура в целом подтвердили свое господствующее идеологическое положение. «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив»,- пишет указанный автор.
Сама постановка вопроса не может не вызвать известного критического отношения, поскольку, очевидно, подобные утверждения возможны только в случае бесспорного доказательства того предположения, что остальные правовые культуры современности уже утратили свои специфические, национальные основы и последующее их развитие (и само существование) возможны только при условии переориентации на идеалы западного либерализма. Только в этом случае возможно доказательство того, что современный процесс интеграции проходит именно под знаком слияния, универсализации правовых культур. Только в этом случае возможно утверждение о конце истории в том понимании, что все проблемы и противоречия современного мира утрачивают свою остроту и актуальность под «благотворным влиянием» демократических начал и всей западной культуры в целом. Но, может быть, не так все просто?
Проблема, на наш взгляд, заключается в ином и дело не в утверждениях, высказанных американским автором — в конце — концов, наука допускает и не такие теоретические гипотезы, — а в той тенденции, невольным выразителем которой данный автор выступает. Мы говорим о тенденции распространения западной правовой культуры в России, в частности, и придании ее правовых институтов характера «универсальных». Вряд ли кто-то станет спорить, что современное политическое состояние России и духовная направленность науки права является ярким примером попытки ассимиляции либеральных идей. Но нельзя не отметить, что попытки переориентации национальной русской правовой культуры под западноевропейские образцы предпринимались отнюдь не сегодня. В качестве примеров можно привести реформы Петра I, Александра II.
Мы готовы согласиться с уважаемым автором в том, что именно идеи либерализма получили в западной культуре наибольшее распространение, что выразилось в преобладающем положении учения о правовом или конституционном государстве и в этом отношении очень точным представляется мнение покойного митрополита Иоанна о том, что другие направления этой культуры – в том числе фашизм — появляются уже как реакция на расширение демократического процесс2. Конечно, это — не единственный пример. Можно сказать об «исторической школе» юристов, которая имела довольно широкое распространение в Германии в конце XVIII — начале и середине XIX века. Поэтому, как представляется автору, именно естественно — правовая доктрина во всем своем многообразии и учение о правовом государстве являются главным показателем и выразителем духа западной правовой культуры.
Впрочем, оговоримся, не само учение о правовом государстве, которое весьма многогранно и имеет многие самостоятельные ответвления, а ее духовные источники и попытки создания в российском правоведении цельной либерально-демократической школы, ставящей своей задачей максимальное распространение и практическую реализацию этих идей.
Обоснованием такого подхода изучения учения о правовом государстве лежит та простая мысль, что тенденция ассимиляции двух культур — западной и российской — могла опираться главным образом на отечественную интерпретацию западных идей. В этом случае мы не только сможем установить духовное родство различных направлений, что, в принципе, прямо или косвенно подтверждает тезисы Фукуямы о тенденции «сближения» различных культур, но и подметить некоторые различия, которые могут играть существенную роль.
Отметим, конечно, что увлечение новомодными теориями подчас заставляет и исследователей, и читающую публику применять в своих аргументах общие тезисы, типичные для русского либерализма конца прошлого – начала нынешнего веков, согласно которым развитие идей свободы и демократии тормозится характерным для России консерватизмом, тягой к подчиненному положению, духовным рабством и безынициативностью. Соглашаться с этими доводами, — значит игнорировать факт наличия государства с двухтысячелетней историей, великой и самобытной культурой, философией и т.д., созданными именно этим «безынициативным» народом. Но в то же время нельзя не согласиться и с теми наблюдениями, согласно которым говорить о таком явлении в современной России, как правовое государство, не приходится. Основными политическими мотивами, которые озвучиваются едва ли не ежедневно, стали опасения о «слабости либерального правосознания в народных массах», «опасности реставрации красно – коричневых тенденций», «имперских замашках» и т.п.
скачать и читать полностью 272 стр Государственные идеалы России и Запада
Добавить комментарий