Иконы
15030261 15-03-03/ 6 Christus_Ravenna_Mosaic Istanbul.Hagia_Sophia075 15-03-01/45 15-03-02/10 15-03-02/32 15-03-02/45 qeqwe iiii
Ссылки
Богослов.ру
Архивы

Идея национального теократического государства в книгах Ветхого Завета

Величко А.М.,
доктор юридических наук

«Будьте предо Мной святы,

ибо Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои»

(Лев. 20, 26).

Являясь универсальным учением, христианство, посредством обращения к текстам Св. Писания, дает неисчерпаемый материал для историков, археологов, этнографов, других специалистов, а так же и для правоведов, если последние готовы отрешиться от условных категорий секулярной, светской науки и приобщиться к источнику, содержащему в себе не только подлинные исторические события, но и идеи, определяющие способы политической организации человеческого общества.

Речь, разумеется, не идет о попытке богословского толкования текстов Св. Писания в привычном смысле этого слова (автор этих строк не чувствует в себе сил к столь ответственной деятельности) или, напротив, «научном», т.е. рассудочном изложении тех или иных событий. Как представляется, попытка правильного разъяснения священных текстов в аспекте той или иной «мирской» проблемы должна основываться на том правиле, что методы научного познания (в частности, анализ, синтез, сравнение) должны прилагаться к Св. Преданию и Св. Писанию, а не наоборот. Этот путь не заказан никому, и политическое богословие, как наука, ярких представителей которой имела некогда Русская Православная Церковь, способна по полноте изложения предложить альтернативные и перспективные направления научного поиска.

В значительной степени, как представляется, интерес для правоведа имеет история ветхозаветного Израиля, как государства-Церкви, созданного Богом для избранного Им на тот момент народа. Во-первых, основные системные принципы его организации и практически все правила общежития напрямую даны Израилю самим Богом и, следовательно, являются оптимальными для человека в земных условиях его существования, позволяют решить те цели, какие Господь вообще ставит перед личность. Не случайно, как следует из Писания, Израиль должен был представлять собой прямой прообраз Царствия Небесного.

Поэтому, эти принципы и правила не могут рассматриваться, как принадлежащие одной этнической группе, но, напротив, носят универсальный характер. Во-вторых, законы, данные Израилю Богом, должны были получить свою реализацию в реальной действительности, что позволяет определить особенности их применения в изменяющихся исторических условиях. Эта тема, конечно, беспредельна. Но в настоящей статье мы ограничимся только двумя аспектами, представляющими, на наш взгляд, наиболее актуальными в настоящее время: национальной идеей, и главными критериями, предъявляемыми к верховной власти Израиля.

I. Религиозная идея и этническая исключительность.

Только религиозная, нравственная идея создает нацию, ибо предшествует ей – мысль, некогда высказанная нашим великим писателем1, находит многочисленные подтверждения в книгах Ветхого Завета.
Если рассматривать время до избрания Господом евреев в качестве «народа святого», то не трудно обнаружить у них отсутствие какой-либо явно выраженной национальной идеи, что напрямую следует связать в первую очередь с религиозным состоянием древнего общества в этот период его бытия.

После падения праотцев, повлекших вскоре тотальное безверие в Истинного Бога и идолопоклонство, наступает время Великого Потопа и создание от благочестивого Ноя нового человечества, не отягощенного безбожными традициями своих погибших предшественников. Но и вслед за этим духовное падение продолжалось, хотя, по-видимому, и не в таких страшных формах и масштабах, как в допотопное время. Не случайно, в книге Бытия мы обнаруживаем следы сохраненной веры в Господа и наряду с этим признаки вновь нарождающегося идолопоклонства. Несколько примеров могут, на наш взгляд, достаточно красноречиво описать состояние религиозного сознания обществ того времени.
Вот, сцена победного возвращения Аврама с поля битвы с Кедорлаомером, царем Еламским, и его союзниками, уже после того, как Господь обещал ему за его благочестие и веру землю обетованную и многочисленное потомство «как песок земной».

Навстречу ему выходит Мелхиседек, царь Садимский и «священник Бога Всевышнего» — легендарный и загадочный образ, снискавший образец для подражания будущих православных царей. Мелхиседек благословил Аврама, сказав: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, благословен Бог Всевышний»2. И Апостол Павел отмечал по поводу этого события, что «меньшее от большего благословляется»3. Следовательно, справедливо отмечает один современный автор, Аврам признал в Мелхиседеке (имя которого означает «царь правды») посредника между собой и Богом…

скачать и читать полностью 24 стр. Идея национального теократического государства в книгах Ветхого Завета

Добавить комментарий