Иконы

395031232WAuQJC_fs 15-03-01/ 8 15-03-01/13 15-03-02/32 dfdfg iiii imper2 hpim5359 hpim5360 hpim5362

Ссылки

Богослов.ру

Архивы

Архив за месяц: Декабрь 2011

Византия – навсегда! (Рецензия А.Н. Боханова)


В контексте русской истории роль «византийского фактора» была невероятно велика, а в некоторых отношениях и судьбоносна. Из Византии, из Царьграда, пришло на Русь Православие, созиздевшее неповторимый облик Русской культуры и определившее своеобразие русского исторического пути. Может показаться парадоксальным, что признание данной очевидности (её признают практически все, пишущие на темы русской истории) не привело к повышенному вниманию к указанному фактору. Скорее наоборот. Появившееся в XIX веке русское византиеведение, фокусировавшее своё внимание на тех или иных аспектах великой культурного феномена, условно называемого «Византией», исключало позитивно-смысловую корреляцию с русским историческим процессом.

Мало того. Облучённые и пленённые умозрительным  фетишем «теории прогресса» многие исследователи (и неисследователи) воспринимали византийскую проблематику в русле западного силлогизма, артикулированного ещё в XVIII веке английским историком Эдурдом Гиббоном (1737-1794), создавшим фундаментальный труд «История упадка и разрушения Римской Империи». Гиббон рассматривал тысячелетнюю историю христианской «Империи ромеев», или Константиновой Империи, возникшей в IV веке и просуществовавшей более тысячи лет, до завоевания турками Константинополя в 1453 году, как сплошной «мрачный период» разложения и деградации. Не может не поражать то обстоятельство, что облыжные вердикты Гиббона окрашивали мировоззрение сочинителей более двух веков! «Византия» в массовом сознании начала ассоциироваться с чем-то второсортным, ущербным, упадническим. Иными  словами — вместо подлинного портрета ушедшей Империи  публике предлагалась злая карикатура, противоречащая не только фактам, но порой и здравому смыслу. Фактическую Византию мало кто документально изучал, а историки оперировали не знаниями, а тенденциозными представлениями.

Читать далее

Византийские корни русской духовности (Рецензия Кузнечевского)

 

 

Византийские корни русской духовности[1]

 

Когда доктор юридических наук Алексей Михайлович Величко на­чинал работу над своим пятитомным трудом, он вряд ли подозревал, что к моменту выхода в свет последнего, пятого тома тема избранного им ис­следования может выйти на первые полосы российских газет. Между тем именно так и произошло.

В 2010 г: либерально ориентированных идеологов и представителей культуры как прорвало. Некоторые из них вдруг стали активно и разом писать и говорить о том, что корни экономической отсталости России от западных стран уходят в глубь седых веков и связаны с культурной отста­лостью русского народа, которая-де возникла из-за того, что в X в. Русь приняла православие, ставшее основой культурного, духовного, полити­ческого и экономического развития Руси-России, от Восточной Римской империи, а эту последнюю упомянутые выше идеологи однозначно харак­теризуют как самое косное государство Европы того времени.

Отсюда становится понятным тот интерес, который российская обще­ственность проявила к научному подвигу автора рецензируемой работы (нечего и говорить, что пять томов объёмного исследования полити­ческой истории Восточной Римской империи с момента её зарождения и до гибели иначе как научным подвигом не назовёшь). Чтобы решить­ся на такое многолетнее исследование, нужно было обладать не только большим мужеством, но и недюжинным интеллектом, ведь существующая библиография по истории Восточной Римской империи разнообразна и колоссальна по объёму. Можно только догадываться, какого труда стои­ло автору найти «свою» тему и не затеряться в море уже опубликованной литературы.

Читать далее

Доклад на международном коллоквиуме

Доклад на международном коллоквиуме, организованном Парижским центром изучения византинистики и Институтом демократии и сотрудничества с целью презентации 5-томника А.М. Величко «Истории Византийских императоров», 22 ноября 2011г., Париж.

Уважаемые дамы и господа! В первую очередь позвольте мне высказать слова глубокой благодарности за редкую возможность выступать в столь авторитетной аудитории. Это обстоятельство налагает на меня дополнительные моральные и профессиональные обязательства быть достойным уровня французской византинистики. Заранее прошу снисхождения, если не оправдаю ваших ожиданий, и надеюсь хотя бы частично соответствовать тем требованиям, которые традиционно предъявляются к лицам, отважившимся выступать в таком собрании.

Не раз и не два слышал я навязчивый вопрос: «Почему Вас интересует Византия?». Действительно, что заставляет людей обращать свой взор к давно ушедшим эпохам. Дань некоему утонченному эстетизму или проявление духовной ностальгии? Чисто теоретический интерес к давно уже истлевшим страницам прошлого? Или, быть может, проявление ретроградства? Разумеется, в этой аудитории не нужно объяснять нелепость подобных вопросов. Византинистика – удел не сотен кабинетных теоретиков, а сотен тысяч исследователей, профессионалов и любителей, разбросанных практически по всем континентам. Нельзя не отметить, что в череде европейских византинистов Франция по праву занимает ведущее место.

Читать далее